В последнее время резко возросло число детей с аномалиями строения зубочелюстной системы. В большинстве случаев речевые патологии так или иначе связаны с вышеуказанными нарушениями.О каких-таких нарушениях идет речь, откуда они возникают, и как всё это влияет на речь и здоровье Вашего ребенка? Именно в этих вопросах мы сегодня попробуем разобраться и взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами.Для начала поговорим о норме.
- ровные зубные дуги;
- верхняя челюсть расположена кпереди относительно нижней;
- средняя вертикальная линия, проходящая между центральными зубами, совпадает со средней линией лица;
- коронки верхних передних зубов на 1/3 перекрывают коронки нижних передних зубов.
Отклонения от этих норм является признаками неправильно сформированного прикуса.А теперь остановимся на аномалиях прикуса.
Основные типы аномалий прикуса.
Дистальный прикус
Дистальный прикус — верхние передние зубы выдвинуты вперед по отношению к нижним. Отличительная черта такого прикуса — это чрезмерно развитая верхняя челюсть или недоразвитая нижняя челюсть.При дистальном прикусе нарушается процесс распределения жевательной нагрузки. В данном случае задние зубы будут брать на себя нагрузку передних зубов. У людей с дистальным прикусом задние зубы будут более подвержены кариесу.При данной патологии подбородок человека непропорционально маленький, лицо кажется более детским и нерешительным. После исправления прикуса пропорции лица выравниваются, лицо приобретает более правильные пропорции и кажется более волевым.
Мезиальный прикус
Мезиальный прикус — выступает вперед нижняя челюсть. Характеризуется передним положением нижней челюсти по отношению к верхней.Одним из отличительных признаков мезиального прикуса является выступающий подбородок. Такой подбородок делает лицо молодого человека волевым, уверенным в себе, но вряд ли украсит девушку.
Открытый прикус
Открытый прикус передние или боковые зубы не смыкаются, образуя между собой щель. Открытым называют прикус, при котором зубы верхней и нижней челюсти не смыкаются (не контактируют). Патология может наблюдаться в переднем отделе и боковом; в области нескольких зубов или целой группы зубов.Наиболее явным внешним проявлением открытого прикуса в переднем отделе является постоянно приоткрытый рот. Нарушение только в одном из боковых отделов проявляет себя в ассиметрии черт лица.
Глубокий прикус
Глубокий прикус — резцы верхнего зубного ряда более чем на половину перекрывают резцы нижнего зубного ряда, при этом нижние резцы не опираются на зубные бугорки верхних зубов.В норме верхние зубы должны перекрывать нижние на 1/3 длины коронки нижних зубов. Когда же верхние зубы перекрывают нижние более чем на половину их длины, то такой прикус считается глубоким. Он может быть глубоким не только в переднем, но и в боковых отделах тоже.
- Лицо при таком прикусе имеет недостаточную высоту, нижняя губа часто выворачивается наружу, так как ей не хватает места.
- Однако если человек старается поджимать губу, то губы могут быть очень тонкими.
Перекрестный прикус
Перекрестный прикус — слабое развитие одной из сторон любой челюсти.В норме все верхние зубы должны перекрывать нижние в переднем отделе на 1/3 длины коронки нижних, а в боковом отделе наружные бугры верхних зубов должны перекрывать наружные бугры нижних зубов.Перекрестный прикус — это нарушение такого взаимоотношения зубов в любую сторону. Он может быть односторонним и двусторонним, может быть в переднем отделе и в боковых отделах.При данной патологии наблюдается нарушение формы лица, прикусывание слизистой оболочки щёк, нарушена жевательная и речеобразовательная функция.
Прямой прикус
Прямой прикус отличается тем, что верхние зубы не покрывают нижних, а стоят прямо над ними. При этом их режущие края соприкасаются.
Аномальные прикрепления уздечки языка
- Различают пять видов аномальных уздечек языка согласно их форме и плотности, а также особенностям соединения волокон уздечки с мышцами языка:
- тонкие, почти прозрачные, нормально прикрепленные к языку, но ограничивающие его подвижность в связи с незначительной протяженностью;
- тонкие полупрозрачные, прикрепленные близко к кончику языка, имеющие незначительную протяженность; при поднятии кончика языка в его центре образуется желобок;
- представляющие собой плотный короткий тяж, прикрепленный близко к кончику языка. В результате натяжения уздечки кончик языка подворачивается внутрь, а спинка набухает. Облизывание верхней губы затруднено, а иногда невозможно. При пальпаторном исследовании такой уздечки выявляется, что подвижность языка обусловлена фиксацией его кончика соединительно-тканным тяжом. Под ним, имеющим форму шнура, располагается дубликатура слизистой оболочки;
- характеризуемые выделяемым тяжом, но сращенным с мышцами языка;
- с малозаметным тяжом, его волокна переплетаются с мышцами языка и ограничивают его подвижность.
Аномальные прикрепления уздечки верхней губы
Аномалийное прикрепление уздечки верхней губы может вызывать нарушение смыкания губ, способствовать формированию диастемы (промежутка между центральными резцами), препятствовать ортодонтическому лечению при использовании аппарата с вестибулярной дугой.
Последствия неправильного прикуса.
Последствия неправильного прикуса могут быть весьма тяжелыми. Увеличивается нагрузка на отдельные зубы, происходит быстрое стирание эмали, повышается чувствительность.Нарушается функция жевания, и как следствие — ранее развитие заболеваний пародонта: пародонтит (воспаление десен) и пародонтоз (расшатывание зубов, связанное с патологическими изменениями в связках, удерживающих зуб в кости и самой кости), заболевания височно-нижнечелюстного сустава. А при прямом прикусе слизистая оболочка полости рта постоянно страдает из-за хронического травмирования зубами.
Распространенным явлением при глубоком прикусе является повышенная стираемость зубов. Это, в свою очередь, ведет к изменению тонуса жевательных мышц, что в конечном итоге сказывается на височно-нижнечелюстном суставе (ВНЧС). Пациенты с глубоким прикусом чаще других жалуются на хруст, щелканье и боль в суставе. Иногда поражение ВНЧС может стать причиной частых головных болей.
Причины, влияющие на неправильное формирование зубочелюстной системы.
А теперь настало время разобраться в том, откуда берутся столь пугающие нас аномалии прикуса? Мы все знаем, что язык, несомненно, очень важный орган, позволяющий нам говорить. От его подвижности зависит, насколько наша речь будет четкой, правильной и красивой. Но, оказывается, способность воспроизводить звуки речи — это не единственная функция языка. Давайте проведем небольшой эксперимент. Закройте рот и скажите, где находится ваш язык? Правильно, передний край языка находится в верхнем положении и упирается в переднюю треть неба.
- У человека при нормальном носовом дыхании и закрытом рте, язык, занимает верхнее положение и выполняет своеобразную роль каркаса для формирующихся верхней челюсти и неба. Но, если вдруг, по каким либо причинам наше носовое дыхание нарушается … . А причин нарушения носового дыхания может быть множество – это аденоидные разрастания, увеличенные миндалины, частые простудные заболевания, сопровождающиеся ринитом и тонзиллитом. Как только ребенок начинает дышать ртом, язык опускается вниз и перестает выполнять роль каркаса для верхней челюсти. Постепенно происходит сужение верхней челюсти, которое в свою очередь ведет к образованию готического неба. Особо нужно отметить, что когда рот постоянно открыт, происходит атрофирование круговой мышцы рта. А слабость круговой мышцы рта влечет за собой вялую артикуляцию звуков, делая речь ребенка нечеткой и смазанной. При нижнем положении языка нарушается осанка. Опущенная нижняя челюсть по законам физики вызывает перемещение центра тяжести, в результате чего голова и плечи ребенка смещаются несколько вперед относительно тела. В случаи, если у ребенка уже имеются различные нарушения осанки, любые специальные занятия лечебной физкультурой будут малоэффективны без устранения неправильного положения языка.
- Поговорим о процессе глотания. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Ребенок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щек, языка при сосании в полости рта младенца создается отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми десневыми валиками, направляет молоко в ротоглотку. Это считается нормой до момента прорезывания первых зубов. При переходе с жидкой пищи на твердую, сосание заменяется жеванием, и тип глотания у ребенка перестраивается на соматический: кончик языка при соматическом глотании должен упираться в переднюю треть твердого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.
Таким образом, если ребенок очень долго употребляет жидкую пищу – этого перехода не происходит и язык привыкает занимать только нижнее положение. Длительное сосание пустышки приводит к такому же результату. Ребенок с инфантильным типом глотания постоянно прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса.При инфантильном типе глотания язык становится малоподвижным, массивным, прикорневая часть при этом как правило спастична. Все это ведет к затрудненному формирования звуков верхнего подъема: шипящие, соноры и значительно осложняет постановку этих звуков.
- У многих детей есть привычка спать на спине, запрокинув голову назад. При запрокинутой голове нижняя челюсть ребенка смещается назад, при этом ее мышцы находятся в патологически натянутом состоянии и препятствуют росту нижней челюсти. В результате чего образуется дистальный прикус.
- А некоторые дети наоборот спят со склоненной на грудь головой. Такому положению может способствовать высокая подушка или высокое изголовье спального места. Голова ребенка нагибается вперед, мягкие ткани шеи расслабляются и нижняя челюсть смещается вперед. Это обуславливает формирование мезиального прикуса.
- При укороченной уздечке язык в состоянии физиологического покоя не занимает правильную позицию, при которой кончик языка должен прилегать к нёбной поверхности верхних резцов. В результате чего не обеспечивается необходимое давление языка на свод верхней челюсти изнутри, под действием которого в норме должен формироваться правильный купол нёба и ровный верхний зубной ряд.
Это далеко не все, но наиболее распространенные причины, так или иначе влияющие на аномальное формирование зубочелюстной системы.
Что делать?
Если у ребенка уже сформировалось неправильное положение языка в ротовой полости и имеют место нарушения носового дыхания. Что можно сделать в этом случаи? Можно ли как-то переучить язык и восстановить правильное носовое дыхание.На помощь приходят современные достижения в области стоматологии — это так называемы миофункциональные трейнеры
Миофункциональный трейнер ИНФАНТ и его роль в коррекции и профилактике речевых нарушений.
- Трейнер ИНФАНТ предназначен для детей от 3 до 5 лет.
- Трейнеры изготовлены из гипоаллергенного материала и выпускаются 2-х цветов: голубой – для мальчиков, розовый – для девочек.
- Имеют:
- Маркерный язычок;
- Упругие воздушные подушечки в области жевательных зубов, которые стимулируют ребенка к легкому накусыванию аппарата;
- Петельку с ремешком позволяющим увеличить нагрузку на различные группы мышц.
- Минимальное время использование ИНФАНТА – 3-4 месяца.
Почему нужно использовать трейнер ИНФАНТ?
- Трейнер ИНФАНТ изначально был создан для нормализации и восстановления носового дыхания у детей с открытым ртом при аденоидах. Когда у ребенка открыт рот – плохо формируется фонематический слух, т.к. евстахиева труба перекрывается аденоидами. При использовании трейнера функция включается и носовые ходы начинают работать. Профилактика ринофоний. Кроме того, при закрытом рте улучшается внимание, увеличивается работоспособность.
- ИНФАНТ предназначен для предупреждения аномалий в формировании зубочелюстной системы или устранения уже имеющихся проблем и привычек, нормализации глотательной функции. Когда язык внизу, глотание уже не правильное. Во взрослом возрасте это ведет к парадонтозу.
- ИНФАНТ – мнемотехническое средство, предупреждающее неправильное произношение звуков.
- Маркерный язычок – стимулирует ребенка поднимать язык. Формируется кинестетическая память и создается поза для формирования звуков верхнего подъема. Улучшается подвижность кончика языка, растягивается уздечка.
- Воздушные подушечки в области жевательных зубов стимулируют ребенка к накусыванию препарата, идет тренировка жевательных и лицевых мышц. Улучшается тонус.
- Формируется верхнее положение языка, поддерживается свод челюсти. Если небо готическое оно начинает выравниваться. С логопедической точки зрения создается массажный эффект. Профилактика дефектов шипящих звуков и соноров.
- ИНФАНТ – способствует смыкательной функции губ. А активность губ – это четкая лабилизация звуков. Улучшается просодика и дикция. Четкая артикуляция гласных предупреждает дисграфию на письме. Дети не пропускают гласные на письме.
- Если небо узкое, готическое, а нижняя челюсть №, то формируется перекрестный прикус. Ребенок вращает челюстью туда, сюда — это сложная дислалия. Добиться правильного произношения в таких случаях практически невозможно.
- Если ребенок дышит ртом то, как следствие, сужаются носовые ходы, так как они не функционируют и как следствие ухудшается резонаторная функция и интонация. Восстанавливая дыхание, восстанавливаем проходимость носовых ходов и тем самым улучшаем интонацию.
8 опасных последствий неправильного прикуса для здоровья
Дизокклюзия – наиболее частая аномалия зубочелюстной системы. У некоторых людей отклонения несущественные, у других – сильно выраженные. А неправильный прикус влечет серьезные последствия и влияет на функционирование всего организма.Стоматологические проблемыДизокклюзией называется неправильное положение верхней и нижней челюстей относительно друг друга. Могут присутствовать несущественные отклонения отдельно стоящих единиц (дистопия), либо серьезные нарушения: недоразвитые или чрезмерно развитые челюсти, суженное или расширенное небо, аномальный контакт режущих и бугорковых поверхностей зубов или его отсутствие.https://www.youtube.com/watch?v=If8OO3nlE0wЕсли у пациента неправильный прикус, он неизбежно приводит к стоматологическим проблемам:
- Повышенному истиранию эмали. Из-за некорректного распределения жевательной нагрузки, одни зубы выполняют «двойную работу», что приводит к их быстрому разрушению, трещинам, сколам. Первые серьезные признаки наблюдаются у взрослых после 30 лет, однако процесс начинается еще в детском или подростковом возрасте.
- Заболеваниям зубов и десен. При искривленных единицах полноценная гигиена невозможна. Это способствует скоплению налета и образованию зубного камня – идеальной среды для размножения патогенных микроорганизмов. В результате возникает кариес, его осложнения – пульпит, периодонтит, воспаление и кровоточивость десен, приводящих к гингивиту, пародонтиту, пародонтозу.
- Ранней потере зубов. Из-за неестественного положения единиц в альвеоле и чрезмерной нагрузки происходит их расшатывание, увеличение пародонтальных карманов и, как следствие, выпадение. Также способствует потере резцов, клыков и моляров частое возникновение кариеса, болезней десен.
- Травмам слизистой. При травматичном прикусе – когда края коронок соприкасаются с деснами, губами, небом, языком – слизистая постоянно повреждается. Во рту у пациента наблюдаются незаживающие ранки, очаги воспаления. Они провоцируют стоматит, хейлит, кандидамикоз. Этот фактор также считается одной из причин развития онкологии.
- Повреждению костных структур. Постоянное неравномерное распределение жевательной нагрузки провоцирует деформацию и резорбцию костных тканей.
- Рецессии десен. Также связана с неравномерной нагрузкой и нарушением кровоснабжения. Мягкие ткани деформируются, истончаются, обнажают шейки зубов.
- Осложненному стоматологическому лечению. Дизокклюзия затрудняет или делает невозможным протезирование, имплантацию, реставрацию винирами.Из-за неправильного расположения зубов может появляться стойкий неприятный запах, так как обеспечить полноценную гигиену в таком случае невозможно.
Дополнительная информация! Нередко у пациентов с кривыми зубами отмечается постоянный зловонный запах изо рта. Он возникает из-за скопления налета и невозможности поддерживать полноценную гигиену.Заболевания ЛОР-органовДизокклюзия сопровождается нетипичным строением челюстей, а некоторые виды, например открытый прикус, – ротовым дыханием. Это нарушает нормальное функционирование ЛОР-органов. Такие пациенты склонны к:
- синуситу;
- гаймориту;
- тонзиллиту;
- отиту.
Пациенты с неправильным прикусом склонны к заболеваниям дыхательных органов.Поэтому важно исправить прикус в детском возрасте. Иначе ЛОР-заболевания перетекут в хроническую форму, а избавиться от них будет почти невозможно.Сердечно-сосудистые отклоненияНарушение дыхания из-за дизокклюзии приводит также к сердечно-сосудистым заболеваниям. Отмечается нехватка кислорода и отдышка.Частое последствие неправильного прикуса – ночное апное или храп. Он непосредственно влияет на функционирование сердца. У пациентов с дизокклюзией нередко встречается:
- ВСД;
- аритмия;
- гипертония;
- тахикардия.
Заболевания органов ЖКТОдно из ключевых последствий дизокклюзии для здоровья – нарушение пищеварения. Так как полноценная первичная обработка пищи невозможна, требуется усиленная работа органов ЖКТ. Это способствует развитию:
- гастрита;
- изжоги;
- рефлюкс-эзофагита – забросу содержимого желудка в пищевод;
- колита;
- проблем с испражнением;
- энтероколита.
Неполноценное пережевывание пищи провоцирует развитие заболеваний ЖКТ.Важно! Неполноценное пережевывание также снижает усвояемость пищи, приводит к нехватке полезных элементов и витаминов в организме.Патологии ВНЧССамое тяжелое последствие дизокклюзии – заболевания височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС). Из-за смещения челюстей возникает чрезмерная нагрузка, истирание диска, артрит и артроз. Отмечаются следующие симптомы:
- хруст и щелканье;
- частые подвывихи и вывихи челюсти;
- головные боли и головокружения;
- сложности в открытии рта и смыкании челюстей – они словно «заклинивают»;
- бруксизм – непроизвольный скрежет зубами;
- спазм лицевых мышц.
Самое тяжелое последствие аномального прикуса – заболевания ВНЧС.В дальнейшем патологии ВНЧС влекут последствия для всего организма, в том числе позвоночника. Нередко искривляется шейный отдел, а в будущем возможно неверное положение позвонков грудного и поясничного отделов.Отклонения дикцииДаже неправильное положение или отсутствие одного зуба влияет на дикцию. Если искривлен весь ряд, отмечается серьезное нарушение речевой функции. Пациенту особенно сложно выговаривать дифтонги, шипящие, свистящие звуки.Дополнительная информация! По этой причине ортодонтические методы исправления неправильного прикуса дополняют занятиями с логопедом.Нарушенная дикция вкупе с затрудненным дыханием усложняют занятия пением, декламацию, публичные выступления.Эстетические измененияДизокклюзия приводит к нарушению формирования и искажению черт лица. После ортодонтического лечения отмечается улучшение внешнего вида пациента.Каждый тип прикуса по-своему влияет на лицевые черты и мимику:
- Мезиальная окклюзия сопровождается опущенными уголками губ, выдвинутым, чрезмерно крупным подбородком, увеличением нижней трети лица, напряженным выражением.
- Для дистального прикуса характерно обнажение большей части десен при улыбке, выражение приобретает удивленный или нерешительный вид.
- При глубокой дизокклюзии отмечается т.н. «птичье лицо», когда нижняя часть лица значительно меньше верхней.
- У пациентов с перекрестной дизокклюзией наблюдается сильная асимметрия.
- При открытом прикусе у человека будет глуповатое выражение из-за впалых щек и приоткрытого рта.Дизокклюзия приводит к нарушению формирования и искажению черт лица.
Психологический дискомфортВнешний вид напрямую влияет на самооценку человека. Люди с неправильным прикусом и искаженными чертами лица неуверенны, стесняются разговаривать, улыбаться, смеяться, они нередко отказываются от публичных выступлений.Особенно сильно из-за неправильного прикуса переживают дети. Кривые зубы, плохая дикция, искаженная мимика становятся поводом для насмешек сверстников. Неправильный прикус приводит к многочисленным проблемам с зубами, деснами, ВНЧС, органами пищеварения и дыхания, сердечно-сосудистой системой. Его желательно исправлять в детском и подростковом возрасте. Чем раньше сделать коррекцию, тем успешнее пройдет терапия, а негативное влияние на организм будет минимальным.
Тонкая грань взаимосвязи прикуса и чистоты речи
По своему опыту многие знают, что прикус, наличие или отсутствие аномалий, влияют на произношение. Но не всем известна и обратная взаимосвязь, когда качество речи и правильность произношения отдельных звуков влияет на формирование зубочелюстной системы.Из данного факта следует, что речь и прикус – между собой тесно связанные факторы, непосредственно взаимодействующие, и в отдельных случаях требующие комплексного подхода к лечению.
Какая взаимосвязь
В речеобразующий аппарат, помимо органов дыхания (гортани, трахеи, бронхов и легких), входят губы, обе челюсти, и полость рта со всем ее содержимым. Большая часть данных органов входит в зубочелюстную систему человека.Таким образом, изменение или нарушение функционирования одного из органов непременно отражается на речи и четкости звукопроизношения (фонации).Преимущественно прикус оказывает влияние на звучание свистящих (-с, -з, -ц) и шипящих (-ч, -щ, -ж, -ш) фонем (звуков). Чтобы произношение этих звуков было правильным, передние нижнечелюстные и верхнечелюстные зубы между собой должны образовывать щель, величина которой не превышает 1,5-2 мм.Выполнению данного условия обычно препятствуют такие аномалии:
- Прогнатия (дистальный тип). Характеризуется западанием нижней челюсти относительно верхней, отсутствием контакта между нижними и верхними фронтальными единицами (в редких случаях).
- Дефект произношения выражается в нижнем, либо заднеязычном звучании шипящих и свистящих звуков. Тогда возникают проблемы с произношением -с, -ж, -ш,
- Прогения (мезиальный тип). Выражается выдвижением кпереди нижнечелюстной дуги относительно верхнечелюстной, неправильным смыканием передних зубов обеих челюстей.
- Наблюдается межзубное произношение шипящих и свистящих фонем, а переднеязычные звуки -т, -д при этом произносятся смягченно.
- Передний открытый. Проявляется несмыканием фронтальных элементов, образованием между ними щели и постоянно приоткрытым ртом. Шипящие/свистящие звуки, вследствие попадания языка в межзубную щель, имеют межзубное звучание.
- Боковой открытый. Межзубная щель образовывается между жевательными единицами, и наблюдается эффект вытекания воздуха. Тогда свистящие/шипящие, а также -г, -х, -р, -к звуки при произношении получаются хлопающими.
- Глубокий. При данном дефекте наблюдается перекрывание верхнечелюстных резцов нижнечелюстными антагонистами больше чем на ½. Искажается произношение звуков, которые формируются при поднятии кончика языка и его упора в верхние элементы. Выход воздуха затрудняется из-за проблемы обеспечения зазора между нижнечелюстными и верхнечелюстными единицами. Звуки получаются нечеткими, зажатыми.
- Перекрестный. Характеризуется горизонтальным смещением челюстных рядов относительно друг друга. Это состояние препятствует полному прилеганию к жевательным элементам кончика языка. Воздушный поток выходит не через центральную щель (как при правильной окклюзии), а через боковую, что вызывает при произношении шипящих/свистящих фонем хлюпанье.
К сильному искажению речи также приводит отсутствие одной, либо сразу нескольких передних единиц.
Когда родители замечают неправильное смыкание челюстных дуг у своего малыша, им следует в короткие сроки обратиться за консультацией к ортодонту. Исправить дефект прикуса легче всего в возрасте 5-9 лет, т.е. при сменной окклюзии.
Но это обстоятельство не означает, что в более старшем возрасте (у взрослых и подростков) патология прикуса является неисправимой. При верном и корректном подходе к лечению патологического состояния, положительный результат достигается всегда.
Задачи ортодонта и логопеда
Логопед – специалист, занимающийся профилактикой дефектов речи или исправлением имеющихся проблем, устанавливаются причина и механизм искажения произношения, а также проводятся мероприятия по его исправлению.Ортодонт – специалист, деятельность которого направлена на диагностирование и лечение дефектов зубочелюстного аппарата. В его компетенцию входит неправильная окклюзия, асимметрия лица, неверное расположение отдельных элементов, нарушения в их формировании и росте, проблемы с произношением и дыханием.Нарушение произношения при нормальной деятельности речевого аппарата и нормальном слухе, называется дислалией. Данное патологическое состояние имеет функциональную или механическую природу.Первая форма характеризуется неумением либо непониманием ребенком правильности произношения звуков. Это случается обычно, когда взрослые долгое время при разговоре с ребенком «подделывают» свою речь под детскую.Вторая форма – это результат нарушения развития челюстей и речевого аппарата, а именно когда имеются дефекты окклюзии, короткая уздечка, готическое небо, неверное положение языка.Важно! Формирование речи заканчивается к 7 годам. Но первые признаки нарушений произношения уже отчетливо проявляются в 1,5-2 года. Коррекцию речи в этом возрасте можно начинать с занятий у логопеда. Промедление, т.е. обращение за квалифицированной помощью в старшем возрасте, чревато усугублением положения. Ранняя корректировка речи благоприятно воздействует на развитие зубочелюстной системы. Этот факт связан со своевременной активацией работы языка и мышц лица, от действия и положения которых зависит правильность развития челюстных дуг.
В ситуациях, когда устранение дефектов речи предусматривает коррекцию окклюзии, логопед и ортодонт должны объединить свою работу. Наилучшим возрастным периодом для исправления имеющихся проблем считается возраст 5-6 лет, когда у малыша еще сменный прикус.Когда родители замечают неправильное смыкание челюстей, либо их ребенок часто приоткрывает рот, им следует как можно быстрее посетить ортодонта. Неверное произношение отдельных групп звуков (свистящих, шипящих), отдельных фонем (-р, -л), также указывает на наличия у ребенка нарушений произношения, связанных с неправильным прикусом.
Причины развития аномалий
Дефекты зубочелюстной системы, а значит, и нарушения произношения, могут возникнуть по многим причинам. Самыми распространенными из них являются:
- Недолгое грудное вскармливание (до 2-х мес.) и неверный захват малышом груди. Во время кормления надо чтобы младенец губами немного тянулся к груди, что способствует правильному развитию круговых мышц.
- Проблемы с внутриутробным развитием плода или родовая травма.
- Длительное пользование соской и вредные привычки, такие как втягивание щек, прикусывание губ, сосание пальца или иных посторонних предметов.
- Преждевременное выпадение (ранняя потеря) молочных единиц.
- Хроническая форма болезней дыхательной системы (воспаление аденоидов, ринит и др.), заставляющие малыша дышать ртом.
- Травмирование челюстных рядов или отдельных элементов.
- «Плохая» наследственность, т.е. неправильная окклюзия может передаваться ребенку от одного из родителей.
- Несоответствие физиологических параметров зубов с размерам челюстей.
- Гормональный сбой, например, при дисфункции щитовидной железы.
- Слабое здоровье малыша либо его физического состояния.
Все эти причины подтверждают взаимосвязь прикуса и речи, т.е. зубочелюстные дефекты могут стать причиной неверного произношения, и наоборот.
Особенности лечения взрослых
Челюстная система взрослых, в противовес детской, полностью сформирована, и завершила свое развитие. Нарушения произношения, являющиеся следствием неправильной окклюзии и иных дефектов, уже прочно закреплены.Учитывая данный факт, коррекция речи у взрослых проходит значительно дольше и сложнее, нежели у детей. И по завершении лечения, в большинстве случаев, речевые нарушения в той или иной степени выраженности все равно остаются. Чтобы полностью их исправить, дополнительно требуется длительная и упорная работа логопеда.Обычно у взрослых исправление дефектов прикуса проходит при помощи брекет-конструкций. По окончанию обязательно проводятся мероприятия по налаживанию работы мышц ротовой полости и в особенности языка.Важно! Лечение проходит быстрее, если одновременно с коррекцией прикуса ведется исправление произношения.
Последствия отказа от коррекции
Игнорирование патологических состояний, обусловленных неправильным смыканием челюстей, приводит к негативным последствиям, касающихся как речеобразующей, так и жевательной функций.Долгое время сохраняющийся дефект прикуса может привести к таким неблагоприятным последствиям:
- Возникновению заболеваний пародонта, в конечном итоге приводящих к преждевременной утрате зубных единиц.
- Нарушению функциональности нижнечелюстного височного сустава.
- Постоянному травмированию мягких тканей полости рта с риском возникновения кровоточивости, воспаления, эрозии и озлокачествления.
- Эстетическому дефекту, провоцирующему возникновение психологических проблем.
- Ухудшению качества гигиенического ухода за ротовой полостью, из-за чего чаще возникают серьезные стоматологические заболевания, и ярче проявляется дискомфортная симптоматика.
- Снижением жевательной активности и неравномерным распределением жевательной нагрузки на зубы.
- Быстрым истиранием эмалевого покрытия и ухудшению общего самочувствия.
Последствия игнорирования лечения алалиии не такие существенные. В первую очередь патологическое состояние влияет на снижение коммуникабельности и ухудшает социальную адаптацию. Обычно дети с речевыми проблемами замкнуты, трудно идут на контакт, стыдятся своего дефекта, подвергаются насмешкам своих ровесников.Крайне негативным фактом считается воздействие алалии на умственное развитие. Обследование деток с речевыми дефектами выявило тот факт, что малыши в возрасте 2-4 года с нарушением речи в интеллектуальном отношении не отличаются ничем от сверстников. К 5-6 годам – задержка в отношении интеллекта отмечается у половины обследованных детей.Важно! Даже незначительные нарушения окклюзии при отсутствии лечения опасны проявлением осложнений разных степеней тяжести.
Выводы
Различные дефекты прикуса приводят к проблемам с произношением как легких в выговаривании, так и сложных фонем. Основные моменты в нормализации окклюзии и звукопроизношения сводятся к следующему:
- Исправление нарушений речи, связанных с неправильным смыканием челюстей, должно проходить с одновременным лечением у ортодонта и логопеда.
- Успешность этого процесса напрямую зависит от периода начала, т.е. чем раньше оно начинается, тем больше результатов можно добиться.
- Результативность лечения также связана с возрастом пациента, желанием и готовностью к сотрудничеству с врачами.
- Коррекцию патологий зубочелюстной системы лучше начинать при сменном прикусе. Но при комплексном подходе к проблеме и подборе адекватной методики, успех у пациентов достигается в любом возрасте.
- От прикуса зависит не только речь. Подтверждено, что и дефекты прикуса в разной степени выраженности тоже могут являться следствием дефектов звукопроизношения.
Важно! Родителям следует внимательно наблюдать за формированием речи их малыша. При обнаружении отклонений от нормы, нужно незамедлительно обратиться к специалисту.
Патологии прикуса и логопедические нарушения: есть ли между ними связь?
Здравствуйте, дорогие читатели блога!Знаете ли вы, что красивая голливудская улыбка дает нам не только эстетическое наслаждение? Она говорит о том, что у ее обладателя все в порядке с речью и здоровьем. Сегодня я расскажу вам о том, как прикус влияет на качество жизни и, главное, может ли прикус влиять на речь.
Как влияет на жизнь человека
С одной стороны кажется, ну как могут зубы влиять на нашу жизнь? Ну ладно, если их не хватает, трудно жевать или откусывать, если они кривые, то улыбка получается не очень красивая и лучезарная и поэтому их обладатели стараются поменьше улыбаться.А что еще? На самом деле неправильное смыкание зубных рядов может привести к таким явлениям как бруксизм (скрежетание зубами во время сна), апноэ (остановка дыхания во сне), храп.Человек не высыпается, становится нервным, раздражительным, впадает в депрессию.При неправильном прикусе могут быть такие заболевания как парадонтит и парадонтоз, нарушается симметрия лица. Пища плохо пережевывается, что приводит к нарушениям ЖКТ.
Современные исследования ученых показали, что патология ведет к изменению всей опорно-двигательной системе организма, так как челюсти являются ее частью. Отсюда и спазмы мышц лица, шеи, что приводит к шейному остеохондрозу.
Это в свою очередь приводит к нарушению строения всего скелета и нарушает походку.
Что такое неправильный прикус
Что такое собственно говоря прикус? Это положение зубов верхнего и нижнего ряда при смыкании челюстей. Прикус может быть физиологический и патологический. Стоматологи выделяют несколько видов физиологического прикуса :
- ортогнатический: идеальный по функциональности и эстетике, но встречается он достаточно редко.
- прогенический : отличается сравнительно небольшим выдвижением нижней челюсти кпереди.
- прямой: центральные зубы смыкаются режущими поверхностями.
- бипрогнатический: очень похож на ортогнатический, но при нем имеет место более значительный наклон зубов верхнего и нижнего ряда к переду.
и патологического:
- дистальный — верхняя челюсть выдвигается более вперед, чем нижняя
- мезиальный — нижняя перед верхней
- глубокий — сильно верхняя перекрывают нижнюю
- открытый прикус — щель между рядами, часто приводит в межзубному сигматизму.
- перекрестный — сдвиг челюсти если одна узкая
- дистопия — кривой зуб.
Как понять, что у тебя это есть?
Обычно сигналом того, что надо бы отвести ребенка к ортодонту являются следующие признаки:
- оттопыренная верхняя губа;
- криво растущие зубы;
- неверно соприкасающиеся зубные ряды;
- чрезмерно развитая нижняя челюсть, выдающаяся вперед.
Очень часто можно определить патологию прикуса по положению губ и выражению лица.
Влияет ли соска?
Часто возникает вопрос: “Влияет ли пустышка на прикус ребенка?”. Родители беспокоятся, что ребенок сосет палец или еще что-нибудь. Тут уже имеет значение возраст, до года-полтора это не страшно.Однако уже ближе к моменту формирования фразовой речи, к 2 — 2,5 годам эта привычка должна уйти в прошлое. И если она остается, это сигнал о повышенной тревожности.Несомненно, это повод обратиться к врачам, хотя бы к неврологу или эндокринологу.Однако причиной не обязательно будет соска или палец. Это может быть и дефект строения лицевого скелета заложенный генетически. Присмотритесь к родственникам, это передается ребенку по наследству. Заболевания ЛОР органов, гайморит, увеличения аденоидов могут также способствовать неправильному формированию лицевого скелета. Нельзя исключить и увеличение щитовидной железы.
Влияет ли на произношение?
Очень часто родители придают мало значению тому факту, что у ребенка неправильное смыкание зубных рядов. Даже начинают спорить, доказывая, что все нормально. Однако это факт, что аномалии в строении челюстей приводят к дефектам речи.Если еще добавить укороченные или утолщенные уздечки под языком или губные, то проблемы с дикцией будут обязательно.При глубоком прикусе это приводит к нарушению произношения всех звуков, которые требуют поднятия кончика языка вверх и упора его за верхние зубы (Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ). Открытый прикус приводит к нарушению произношения свистящих (С, З, Ц), межзубному произношению свистящих, а порой и шипящих.
Поэтому надо как можно раньше обращать внимание на состояние зубов ребенка, обращаться к профильным специалистам: стоматологу, отоларингологу, неврологу, ортопеду — потому что многие проблемы легче предупредить, чем преодолевать.И при занятиях по коррекции звукопроизношения всегда помнить две вещи: возможности логопедии огромны, но не безграничны.И что ребенок не говорит и не произносит звуки не потому что балуется, ему неохота или ленится, а просто ему это делать тяжело и неудобно.
Неправильный прикус, аденоиды, другие нарушения ЛОР-органов, дизартрия — все это может помешать вашему малышу красиво и правильно говорить и общаться без стеснения, но вы ему всегда можете помочь преодолеть эти проблемы, обратившись вовремя к профильным специалистам.
И консультации логопеда нужны обязательно, чтоб у вашего ребенка не было проблем ни с устной ни впоследствии с письменной речью, когда он пойдет в школу.
О влиянии нарушений прикуса на речь
Главная — О логопедии — О влиянии нарушений прикуса на речьВ практике логопедической работы специалисты часто встречаются с речевыми нарушениями, которые появились в результате разнообразных аномалий прикуса. В этой статье мы поговорим о том, что такое прикус, как он влияет на формирование звукопроизношения, и о профилактики и коррекции речи совместно с ортодонтическим лечением.Для начала разберемся, что же такое прикус.Прикус – это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти.Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жевании формируются нормальные взаимоотношения между челюстями.Однако не всегда ребенок может активно сосать и жевать, тогда жевательные мышцы будут развиты недостаточно и челюсти могут неправильно сформироваться.К нарушениям прикуса могут приводить:
- заболевания дыхательной системы, например хронические насморки, увеличенные аденоиды, из-за чего человек постоянно дышит ртом и челюсти не смыкаются;
- травмы, повреждение зубного ряда, что часто бывает у малышей при падении;
- наследственность.
Наиболее распространенными нарушениями прикуса являются:
- прогенический прикус — нижняя челюсть сильно выдвигается вперед (как у старухи Шапокляк из мультика про Чебурашку);
- прогнатический прикус – верхняя челюсть сильно выдвигается вперед;
- открытый прикус – между зубными рядами образуется щель при сомкнутых зубах;
- перекрестный прикус — при этом варианте передние зубы смещены в противоположную от средней линии сторону, центральные резцы контактируют между собой перекрестно, нижние коренные зубы смещены.
Эти нарушения в строении могут привести к разнообразным дефектам звукопроизношения, причем страдать могут как сложные, так и простые звуки.Очень важно родителям вовремя заметить неправильный прикус, и обратится за консультацией к врачу-ортодонту, например, когда ребенку 5-6 лет и у него начинается смена молочных зубов. Врач проведет осмотр и подберет нужное лечение. Лечить аномалии прикуса никогда не поздно, однако необходимо помнить, что чем раньше начать лечение, тем лучше.Для взрослых людей в наше время иметь красивую улыбку и четкую речь зачастую является необходимым условием успешной карьеры. Часто к логопедам приходят с проблемой – прикус ортодонт исправил, но неправильные звуки остались прежними. Тогда начинается активная работа по постановке правильного звукопроизношения. Причем в ряде случаев сотрудничество ортодонта и логопеда идет параллельно.