Поиск центрального соотношения иногда может показаться трудной задачей, однако с соответствующим инструментальным оснащением, таким как депрограмматор Койса, этот процесс становится понятным и простым.Центральное соотношение (ЦС) можно определить, как физиологическое положение головки мыщелкового отростка нижней челюсти в суставной ямке, когда сустав занимает максимальное верхнее заднее положение.Многие исследования, касающиеся тотальных работ в полости рта, связанные с увеличением высоты прикуса, показали, что предпочтительно планировать такие случаи в позиции ЦС. Нахождение ЦС хорошо описано в литературе, однако, клинический успех часто неуловим.
- Тем не менее, любой, кто работал с пациентами, знает, что некоторым из них чрезвычайно сложно установить челюсти в ЦС.
- Депрограмматор Койса — эффективное устройство для регистрации ЦС.
- Что же это такое?
- Депрограмматор Койса — съемный пластмассовый аппарат, который покрывает твердое небо и создает единственную точку контакта между нижними центральными резцами и передней накусочной платформой.
- Как изготовить депрограмматор Койса?
Необходимо получить альгинатные оттиски верхней и нижней челюстей.Изготовление гипсовой модели.Модель аккуратно обрезается.Затем оттиски устанавливают в артикулятор в максимальном фиссурно-бугорковом контакте. Лицевая дуга и регистраторы окклюзии не нужны.Вестибулярная дуга аппарата изготавливается из проволоки, она не должна касаться окклюзионной поверхности зубов.Вестибулярная дуга контролирует ретенцию и стабилизацию аппарата внутри полости рта пациента.Из акриловой пластмассы изготавливается подковообразный базис с платформой для центральных нижних резцов.Ширина платформы — 3 мм, платформа должна быть параллельна вестибулярной дуге. Ее назначение – разобщить прикус на 1,0-1,5 мм.Полировка.Как использовать депрограмматор Койса?После получения аппарата из лаборатории.Он надевается до тех пор, пока не будет выполнено необходимое депрограммирование мышц (дни или недели, обычно необходимо 2-4 недели). Некоторым пациентам может потребоваться носить аппарат до 24 часов в день (снимать для приема пищи), чтобы старая мышечная память была стерта и заменена на новую.Подтверждение депрограммированияНачальная точка контакта должна быть обозначена во время закрывания рта пациента при помощи артикуляционной бумаги.Когда пациент закрывает рот, и тот же начальный контакт подтверждается — пациент депрограммируется (рис. 19). Повторяемость является ключевым критерием.Депрограмматор Койса имеет несколько применений:
- Он может использоваться в качестве диагностического инструмента для определения того, должна ли нижняя челюсть сдвигаться вперед или назад, чтобы достичь центрального соотношения при максимальном фиссурно-бугорковом контакте.
- Это бесценный инструмент для диагностики наиболее распространенных типов патологической стираемости: окклюзионной дисфункции, парафункции(например, бруксизма).
- Регистрации прикуса с использованием Kois Deprogrammer позволяет контролировать высоту прикуса.
- Аппарат облегчает поиск преждевременных контактов — то есть любого контакта, встреченного во время закрытия нижней челюсти в верном положением сустава.
Задача о назначениях. Пример решения задачи на Викиматик
Предположим, что у нас имеются $4$ склада $A_1, A_2, A_3, A_4$ и $4$ магазина $B_1, B_2, B_3, B_4$. Расстояния от каждого склада до каждого магазина заданы с помощью следующей матрицы:Например, расстояние от $A_1$ до $B_1$ равно элементу $a_{11}=10$, расстояние от $A_2$ до $B_2$ равно элементу $a_{12}=20$, и т.д.Требуется так прикрепить склады к магазинам, чтобы суммарное расстояние получилось минимальным. Такая задача называется задачей о назначениях. Решать ее можно с помощью так называемого венгерского алгоритма.
Венгерский алгоритм
- В каждой строке матрицы назначения находим минимальный элемент и вычитаем его из всех элементов строки.
- В каждом столбце полученной матрицы находим минимальный элемент и вычитаем его из всех элементов столбца.
- Находим строку с одним нулем. Этот ноль заключаем в квадрат и называем отмеченным. В столбце, где стоит отмеченный ноль, все остальные нули зачеркиваем и в дальнейшем не рассматриваем. Этот шаг продолжаем, пока возможно.
- Находим столбец с одним нулем и этот ноль отмечаем. В строке, где стоит отмеченный ноль, все остальные нули зачеркиваются. Этот шаг продолжаем, пока возможно.
- Если после выполнения шагов $3$ и $4$ еще остаются неотмеченные нули, то отмечаем любой их них, а в строке и столбце, где стоит отмеченный ноль, все остальные нули зачеркиваются.
- Если каждая строка и каждый столбец матрицы содержит ровно один отмеченный ноль, то получено оптимальное решение. Каждый из отмеченных нулей прикрепляет поставщика к потребителю. В противном случаем проводим минимальное количество пересекающихся вертикальных и горизонтальных прямых через все нули. Среди не зачеркнутых этими прямыми чисел ищем минимум. Этот минимум вычитаем их всех не зачеркнутых чисел и прибавляем ко всем числам на пересечении прямых.К полученной матрице применяем вышеприведенный алгоритм, начиная с шага $3$.
Пример решения
Находим минимальный элемент в каждой строке матрицы и вычитаем его из всех элементов строки.В полученной матрице проделываем тоже самое со столбцами, то есть находим в каждом столбце минимальный элемент и вычитаем его из всех элементов столбца.В первой строке полученной матрицы находится ровно один ноль. Отмечаем его, а в столбце, где стоит этот ноль все остальные нули зачеркиваем. Получим матрицу:Следующая строка, в который находится ровно один ноль, это $4$-я. С ней поступаем точно так же. Больше нет строк, содержащих ровно один ноль, но имеются столбцы с одним нулем. Второй столбец содержит ровно один ноль, который мы и отметим. Поскольку этот ноль находится в $3$-й строке, то вычеркиваем все нули, находящиеся в $3$-й строке. Получим матрицу:Видим, что в матрице больше нет нулей. Полученное распределение не является оптимальным, поскольку во второй строке нет отмеченных нулей. Проводим минимальное количество пересекающихся вертикальных и горизонтальных прямых через все нули.Находим минимальный элемент среди не зачеркнутых этими прямыми чисел: ${min left(5, 13, 7, 2, 11, 8ight) }=2$. Вычитаем найденный минимум из всех не зачеркнутых чисел и прибавляем его ко всем числам, стоящими на пересечении прямых. Получим матрицу:К полученной матрицы применяем вышеописанный алгоритм:Полученное распределение не является оптимальным, поскольку в $4$-й строке нет отмеченных нулей. Проводим прямые:${min left(11, 5, 9, 6, 6, 1ight) }=1$. Вычитаем найденный минимум из всех не зачеркнутых чисел и прибавляем его ко всем числам, стоящими на пересечении прямых. Получим матрицу:
- К полученной матрицы применяем вышеописанный алгоритм:
Видим, что в каждой строке и в каждом столбце матрицы находится ровно один отмеченный ноль. Получено оптимальное распределение. $A_1$ прикрепляем к $B_4$, $A_2$ — к $B_1$, $A_3$ — к $B_2$, $A_4$ — к $B_3$. Для того, чтобы найти суммарное распределение, нужно сложить числа, расположенные в исходной матрице на месте отмеченных нулей. Получим: $5+3+8+8=24$.Стоит отметить, что задача о назначениях может решаться и на максимум (чтобы суммарное расстояние было максимальным). В этом случае каждый элемент матрицы умножается на $-1$ и к полученной матрице применяется вышеописанный алгоритм.
Задачи, решаемые с помощью уравнения: примеры, объяснение. Задачи по алгебре
Рано или поздно любому школьнику на уроках алгебры встречаются задачи, решаемые с помощью уравнения. Поначалу появление букв вместо привычных цифр и действия с ними ставят в тупик даже самых одарённых, но если разобраться, всё далеко не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Алгоритм решения
Перед тем как перейти к конкретным примерам, необходимо понять алгоритм решения задач с помощью уравнений. В любом уравнении есть неизвестное, чаще всего обозначаемое буквой Х.Также и в каждой задаче есть то, что необходимо найти, то же самое неизвестное. Именно его и нужно обозначать как Х.А потом, следуя условию задачи, прибавлять, отнимать, умножать и делить – совершать любые необходимые действия.После нахождения неизвестного обязательно выполнение проверки, чтобы быть уверенными, что задача решена правильно. Стоит заметить, что дети уже в начальной школе начинают решение задач с помощью уравнений. Примеры этому — те задачи, которые нужно решать отрезками, являющимися полнейшими аналогами буквенных неизвестных.
Основа основ — задача про корзины
Итак, попробуем же на практике применить решение задач с помощью уравнений, объяснение алгоритма которых было дано чуть выше.Дана задача: Собрали некоторое количество корзин с яблоками. Сначала 3 корзины продали, потом дособирали ещё 8 корзин. В итоге получилось 12 корзин. Сколько корзин яблок собрали первоначально?Начнём решение задачи с того, что обозначим неизвестное — то есть первоначальное количество корзин – буквой Х.Теперь начинаем составлять уравнение: Х (первоначальное количество) – 3 (проданные корзины) + 8 (те, которые собрали позже) = 12 (итоговое число корзин), то есть Х — 3 + 8 = 12. Решив простое уравнение, получим, что Х = 7.Обязательно выполняем проверку, то есть подставляем найденное число в равенство: 7 — 3 + 8 действительно равно 12, то есть задача решена верно.
Закрепление: концертные залы
Дана следующая задача: В двух концертных залах 450 мест. Известно, что в одном зале мест в 4 раза больше, чем в другом. Нужно узнать, сколько мест в каждом зале.Для того чтобы решать подобные задачи по алгебре, снова нужно применить уравнение. Мы знаем, что сумма двух чисел, одно из которых в 4 раза больше другого, равна 450. Пусть число мест в меньшем зале, неизвестное, будет равно Х, тогда число мест в большем зале – 4 * Х = 4Х.Следовательно, 450 = Х + 4Х = 5Х. А дальше нужно решить стандартное уравнение 450 = 5Х, где Х = 450 / 5 = 90, то есть в меньшем зале 90 мест, значит в большем – 90 * 4 = 360.Чтобы убедиться, что задача решена правильно, можно проверить неравенство: 360 + 90 = 450, то есть ответ верный.
Классика: полки с книгами
Но задачи, решаемые с помощью уравнения, могут быть и посложнее. Например, есть три полки с книгами. На первой полке книг на 8 больше, чем на второй, а на третьей — в 3 раза больше, чем на второй, причём количество книг на первой и третьей полках равное. Сколько книг на каждой полке?Понятно, что отталкиваться здесь нужно от второй полки, которая встречается в обоих условиях. Если мы обозначаем количество книг на ней за Х, то тогда на первой полке Х + 8 книг, а на третьей — Х * 3 книг, при этом Х + 8 = 3Х. Решив уравнение, получаем Х = 4. Выполняем проверку, подставляя неизвестное в равенство: 4 + 8 действительно равно 3 * 4, то есть задача решена правильно.
Практикуемся дальше: бобры
Как видите, решение задач с помощью уравнения гораздо легче, чем кажется на первый взгляд. Закрепим навыки работы с уравнениями ещё одной задачей. Первый бобр сгрыз за день какое-то количество деревьев. Второй бобр сгрыз в 6 раз больше. Третий бобр сгрыз в 2 раза больше деревьев, чем первый, но в 3 раза меньше, чем второй. Сколько деревьев сгрыз каждый бобр?Задача не такая запутанная, какой кажется на первый взгляд. Для начала найдём неизвестное – в этой задаче это количество деревьев, сгрызенных первым бобром.Следовательно, второй бобр уничтожил 6 * Х деревьев, а третий – 2 * Х, причём это число в 3 раза меньше 6 * Х. Составляем уравнение: 6Х = 3 * 2Х.Решив его, получаем, что первый бобр погрыз всего одно дерево, тогда второй – 6, а третий – 2. Подставив числа в уравнение, понимаем, что задача решена верно.
Соотносим уравнения и условия
Если вам скажут: ‘К каждой задаче подберите соответствующее уравнение’, — не пугайтесь – это целиком и полностью реально.https://www.youtube.com/watch?v=xYLLPS4_6ucДаны следующие уравнения:
- 6 + Х = 2Х;
- 6 = 2Х;
- 2 + Х = 6.
Условия задач следующие:
- У мальчика было 6 яблок, а у девочки в два раза меньше, сколько было яблок у девочки?
- На столе лежат ручки и карандаши, известно, что ручек на столе 6, а карандашей на 2 меньше, сколько ручек и сколько карандашей на столе?
- У Вани на шесть монет больше, чем у Тани, а у Тани в два раза меньше, чем у Ани, сколько монет у каждого ребёнка, если у Вани и Ани одинаковое количество монет?
Составим уравнения по каждой из задач.
- В первом случае нам не известно число яблок у девочки, то есть оно равно Х, мы знаем, что Х в 2 раза меньше 6, то есть 6 = 2Х, следовательно, к этому условию подходит уравнение №2.
- Во втором случае за Х обозначается количество карандашей, тогда количество ручек Х + 2, но при этом мы знаем, что ручек 6, то есть Х + 2 = 6, значит сюда подходит третье уравнение.
- Что касается последней задачи, под номером 3, количество Таниных монет, которое встречается в двух условиях, является искомым неизвестным, тогда у Вани 6 + Х монет, а у Ани 2Х монет, то есть 6 + Х = 2Х – очевидно, что сюда подходит первое уравнение.
Если у вас есть задачи, решаемые с помощью уравнения, к которым необходимо подобрать соответствующее равенство, то составьте уравнение для каждой из задач, а потом уже соотносите то, что получилось у вас, с данными уравнениями.
Усложняем: система уравнений — конфеты
Следующий этап применения буквенных равенств в алгебре – это задачи, решаемые системой уравнений. В них имеется два неизвестных, причём одно из них выражается через другое на основании имеющихся данных. Известно, что у Паши и Кати вместе 20 конфет. Ещё известно, что если бы у Паши было на 2 конфеты больше, то у него было бы 15 конфет, сколько конфет у каждого?В данном случае мы не знаем ни количество Катиных конфет, ни количество Сашиных конфет, следовательно, у нас два неизвестных, Х и Y соответственно. Вместе с тем, мы знаем, что Y + 2 = 15.Составив систему, получаем два уравнения:А дальше действуем по правилам решения систем: выводим Y из второго уравнения, получая Y = 15 — 2, а потом подставляем его в первое, то есть Х + Y = Х + (15 — 2) = 20. Решив уравнение, получаем Х = 7, тогда Y = 20 — 7 = 13. Проверяем правильность решения, подставив Y во второе уравнение: 13 + 2 действительно равно 15, то есть у Кати 7 конфет, а у Паши — 13.
Ещё сложнее: квадратные уравнения и земельный участок
Встречаются также и задачи по алгебре, решаемые квадратным уравнением. В них нет ничего сложного, просто стандартная система преобразовывается в квадратное уравнение в ходе решения. Например, дан участок земли площадью в 6 гектаров (60000 квадратных метров), забор, огораживающий его, имеет длину 1000 метров. Каковы длина и ширина участка?Составляем уравнения. Длина забора является периметром участка, следовательно, если длину обозначить Х, а ширину Y, то 1000 = 2 * (Х + Y). Площадь же, то есть Х * Y = 60000. Из первого уравнения выводим Х = 500 — Y.Подставляя его во второе уравнение, получаем (500 — Y) * Y = 60000, то есть 500Y — Y2 = 60000.Решив уравнение, получаем стороны равные 200 и 300 метрам – квадратное уравнение имеет два корня, один из которых зачастую не подходит по условию, например, является отрицательным, тогда как ответ должен быть числом натуральным, поэтому проверку проводить обязательно.
Повторяем: деревья в саду
Закрепляя тему, решим ещё одну задачу. В саду есть несколько яблонь, 6 груш и несколько вишнёвых деревьев. Известно, что общее количество деревьев в 5 раз больше, чем количество яблонь, при этом вишневых деревьев в 2 раза больше, чем яблоневых. Сколько деревьев каждого вида в саду и сколько в саду всего деревьев?За неизвестное Х, как, наверное, уже понятно, обозначаем яблоневые деревья, через которые мы сможем выразить остальные величины. Известно, что Y = 2X, а Y + Х + 6 = 5Х.Подставив Y из первого уравнения, получаем равенство 2Х + Х + 6 = 5Х, откуда Х = 3, следовательно в саду Y = 3 * 2 = 6 вишнёвых деревьев.Проводим проверку и отвечаем на второй вопрос, складывая получившиеся величины: 3 + 6 + 6 = 3 * 5, то есть задача решена верно.
Контрольная: сумма чисел
Решение задач с помощью уравнения далеко не такое сложное, как кажется на первый взгляд. Главное – не ошибиться в выборе неизвестного и, что ещё важнее, правильно его выразить, особенно если речь идёт о системе уравнений. В завершение даётся последняя задача, гораздо более запутанная, чем представленные выше.https://www.youtube.com/watch?v=BcZokZlK7zcСумма трёх чисел – 40. Известно, что Х = 2Y + 3Z, а Y = Z — 2 / 3. Чему равны Х, Y и Z?Итак, начнём с избавления от первого неизвестного. Вместо Х подставляем в равенство соответствующее выражение, получаем 2Y + 3Z + Z + Y = 3Y + 4Z = 40. Далее заменяем также известный Y, получая равенство 3Z — 2 + 4Z = 40, откуда Z = 6. Возвращаясь к Y, находим, что он равен 5.2, а Х, в свою очередь, равен 18.
С помощью проверки убеждаемся в истинности выражения, следовательно задача решена правильно.
Заключение
Итак, что же такое задачи, решаемые с помощью уравнения? Так ли они страшны, как кажется на первый взгляд? Ни в коем случае! При должной усидчивости разобраться в них не составляет никакого труда.А однажды поняв алгоритм, в дальнейшем вы сможете щёлкать подобные задачки, даже самые запутанные, как семечки.Главное – внимательность, именно она поможет правильно определить неизвестное и путём решения порой множества уравнений найти ответ.
Что прописал доктор Койс?
Диагностика и лечение сложных и сочетанных стоматологических болезней порой становятся большой головной болью для стоматологов разных специальностей. Окклюзионные проблемы (проблемы со смыканием челюстей), патология прикуса, дисфункция височно-нижнечелюстного сустава, ночное апноэ (остановка дыхания) – это далеко не полный список диагнозов таких пациентов.Это значит, что для разработки грамотного алгоритма лечения необходима специальная диагностика: она поможет спрогнозировать риски, обойтись наиболее бережно как с организмом пациента, так и с его кошельком. Метод доктора Койса знаком специалистам во всем мире и снискал заслуженное признание. На вопросы о нем отвечает врач стоматолог-ортопед Армен Гандилян.Методика удобна тем, что можно при первом посещении выявить практически полную картину полости рта пациента и принять решение, с чего начинать и каким аспектам уделить внимание в первую очередь.Анкета содержит пять основных направлений диагностики: индивидуальные особенности пациента, состояние десен и костной ткани, состояние тканей зубов, состояние прикуса и челюстного сустава, характеристика улыбки. Диагностика дает возможность минимизировать риски и выявить те уязвимые места, которые могут помешать как самому лечению, так и долгосрочному успешному результату.
Пациент понимает, на какие вещи следует обратить внимание в первую очередь. Диагностика также помогает определиться с первоочередным направлением лечения – будь это терапевт, ортодонт, ортопед или имплантолог. Важна правильная этапность всех процессов.
Могут быть проблемы дисфункции сустава или мышечная дисфункция, когда пациенты, не имея серьезных нарушений со стороны зубов, испытывают дискомфорт, не могут удобно и комфортно сомкнуть зубы, либо эти проблемы возникают в результате утраты зубов, лечения или протезирования.Методика доктора Койса подразумевает использование простого приспособления – депрограмматора: он помогает достаточно быстро расслабить мышцы и найти оптимальное положение нижней челюсти, что очень поможет при планировании лечения, минимизирует риски осложнения и улучшит долгосрочный его результат.Пациент получает на руки опросный лист, где содержатся 36 вопросов о его стоматологическом здоровье и 58 – об общем состоянии организма. Большинство вопросов содержат поле для ответа «да/нет», кроме тех, где мы просим указать препараты, которые он уже принимал или принимает на момент обращения к нам. В мире существует несколько направлений изучения проблем окклюзии – правильного или неправильного смыкания челюстей и работы всего зубочелюстного аппарата. И так получилось, что все основоположники этих теорий, люди одной школы (доктора Койс, доктор Спир, Доусон), учились примерно в одно время и в одном месте.
Их методы диагностики и лечения имеют как схожие, так и в корне разные направления работы. Доктора в наше время сами выбирают, каким путем идти и вести пациента. Лично для меня наиболее понятной, простой и быстрой системой оценки рисков, диагностики является методика доктора Койса. Многие доктора в России используют полную или частичную методику доктора Койса. Кто-то взял в основу диагностики его вопросы из анкеты, кто-то пользуется его разработанным депрограмматором. В 2015 году первая группа русскоязычных стоматологов начала обучение в США у доктора Койса и в 2018-м с успехом закончила курс и получила сертификаты. В России пока только один стоматолог официально прошел все модули обучения и получил статус ментора Центра доктора Койса – это Илья Скляров.Андрей, 50 лет
Общее состояние здоровья:
на момент обращения пациента ничто не беспокоило, кроме ситуации в полости рта. Пациент попал ко мне от стоматолога-терапевта, который не смог решить его вопрос.Стоматологическое состояние здоровья: после подробной консультации, диагностики и фотопротокола была выявлена стираемость всех групп зубов, причиной явилась мышечная дисфункция.То есть в результате стресса, переживаний пациент постоянно стискивал зубы, сжимал, что и вызвало стирание эмали.
В чем сложность/уникальность/особенности случая:
Пациенты с тотальной реабилитацией – всегда сложные в работе. Важен каждый этап, особенно выявление и устранение причины, чтобы такая картина не повторилась в дальнейшем, после протезирования.
Что было сделано:
собрав всю необходимую информацию, мы сняли слепки с зубов пациента, сделали диагностические модели. Изготовили депрограмматор Койса, отдали его пациенту, и он носил его 5 дней.После этого мы нашли оптимальное положение нижней челюсти, так как мышцы расслабились, и после этого модели его зубов поместили в специальный аппарат артикуляции, который имитирует движение челюстей и их положение относительно тела.Провели восковое моделирование будущих конструкций, определив форму и длину зубов с помощью фотопротокола и учтя пожелания пациента. После этого без вмешательства в целостность тканей его зубов перенесли макет будущих реставраций на его зубы и приклеили на специальный клей.
Сделали это специально, чтобы пациент мог походить какое-то время, привыкнуть к зубам и прикусу, посмотреть внешне на них, указать на возможные недочеты и поправки. За время ношения пациент привык к зубам, не отмечал явных дискомфортный ощущений. За 3 месяца мы добились комфортного и правильного смыкания.
После этого, минимально обточив ткани его зубов, изготовили тонкие цельнокерамические реставрации на все зубы. Изготавливали поэтапно, чтобы не держать пациента подолгу в кресле и минимизировать дискомфорт. Результат можно оценить по фотографиям. Пациент остался доволен.
AVR. Учебный курс. Трактат о программаторах
Программа для микроконтроллера пишется на любом удобном языке программирования, компилируется в бинарный файл (или файл формата intel HEX) и заливается в микроконтроллер посредством программатора.Итак, первым шагом в освоении микроконтроллера обычно становится программатор. Ведь без программатора невозможно загнать программу в микроконтроллер и он так и останется безжизненным куском кремния.Что же представляет из себя это устройство?В простейшем случае программатор это девайс который связывает микроконтроллер и компьютер, позволяя с компа залить файл прошивки в память контроллера. Также нужна прошивающая программа, которая по специальному протоколу загонит данные в микроконтроллер. Программаторы бывают разные под разные семейства контроллеров существуют свои программаторы. Впрочем, бывают и универсальные. Более того, даже ту же простейшую AVR’ку можно прошить несколькими способами:
Внутрисхемное программирование (ISP)Самый популярный способ прошивать современные контроллеры. Внутрисхемным данный метод называется потому, что микроконтроллер в этот момент находится в схеме целевого устройства — он может быть даже наглухо туда впаян. Для нужд программатора в этом случае выделяется несколько выводов контроллера (обычно 3..5 в зависимости от контроллера).
К этим выводам подключается прошивающий шнур программатора и происходит заливка прошивки. После чего шнур отключается и контроллер начинает работу. У AVR прошивка заливается по интерфейсу SPI и для работы программатора нужно четыре линии и питание (достаточно только земли, чтобы уравнять потенциалы земель программатора и устройства):
- MISO — данные идущие от контроллера (Master-Input/Slave-Output)
- MOSI — данные идущие в контроллер (Master-Output/Slave-Input)
- SCK — тактовые импульсы интерфейса SPI
- RESET — сигналом на RESET программатор вводит контроллер в режим программирования
- GND — земля
Сам же разъем внутрисхемного программирования представляет собой всего лишь несколько штырьков. Лишь бы на него было удобно надеть разъем. Конфигурация его может быть любой, как тебе удобней. Однако все же есть один популярный стандарт:
Для внутрисхемной прошивки контроллеров AVR существует не один десяток разнообразных программаторов. Отличаются они в первую очередь по скорости работы и типу подключения к компьютеру (COM/LPT/USB). А также бывают безмозглыми или со своим управляющим контроллером.Безмозглые программаторы, как правило, дешевые, очень простые в изготовлении и наладке. Но при этом обычно работают исключительно через архаичные COM или LPT порты. Которые найти в современном компьютере целая проблема. А еще требуют прямого доступа к портам, что уже в Windows XP может быть проблемой. Плюс бывает зависимость от тактовой частоты процессора компьютера.Так что твой 3ГГЦ-овый десятиядерный монстр может пролететь, как фанера над Парижем.Идеальный компьютер для работы с такими программаторами это какой-нибудь PIII-800Mhz с Windows98…XP.Вот очень краткая подборка проверенных лично безмозглых программаторов:
- Программатор Громова. Простейшая схема, работает через оболочку UniProf(удобнейшая вещь!!!), но имеет ряд проблем. В частности тут COM порт используется нетрадиционно и на некоторых материнках может не заработать. А еще на быстрых компах часто не работает. Да, через адаптер USB-COM эта схема работать не будет. По причине извратности подхода
- STK200. Надежная и дубовая, как кувалда, схема. Работает через LPT порт. Поддерживается многими программами, например avrdude. Требует прямого доступа к порту со стороны операционной системы и наличие LPT порта.
- FTBB-PROG. Очень надежный и быстрый программатор работающий через USB, причем безо всяких извратов. C драйверами под разные операционные системы. И мощной оболочкой avrdude. Недостаток один — содержит редкую и дорогую микросхему FTDI, да в таком мелком корпусе, что запаять ее без меткого глаза, твердой руки и большого опыта пайки весьма сложно. Шаг выводов около 0.3мм. Данный программатор встроен в демоплаты Pinboard
Программаторы с управляющим контроллером лишены многих проблем безмозглых. Они без особых проблем работают через USB. А если собраны на COM порт, то без извращенских методик работы с данными — как честный COM порт. Так что адаптеры COM-USB работают на ура.И детали подобрать можно покрупней, чтобы легче было паять. Но у этих программаторов есть другая проблема — для того чтобы сделать такой программатор нужен другой программатор, чтобы прошить ему управляющий контроллер. Проблема курицы и яйца.Широко получили распространение такие программаторы как:
- USBASP
- AVRDOPER
- AVR910 Protoss
Внутрисхемное программирование, несмотря на все его удобства, имеет ряд ограничений.Микроконтроллер должен быть запущен, иначе он не сможет ответить на сигнал программатора. Поэтому если неправильно выставить биты конфигурации (FUSE), например, переключить на внешний кварцевый резонатор, а сам кварц не поставить.То контроллер не сможет запуститься и прошить его внутрисхемно будет уже нельзя. По крайней мере до тех пор пока МК не будет запущен. Также в битах конфигурации можно отключить режим внутрисхемной прошивки или преваратить вывод RESET в обычный порт ввода-вывода (это справедливо для малых МК, у которых RESET совмещен с портом).Такое действо тоже обрубает программирование по ISP.Параллельное высоковольтное программированиеОбычно применяется на поточном производстве при массовой (сотни штук) прошивке чипов в программаторе перед запайкой их в устройство.Параллельное программирование во много раз быстрей последовательного (ISP), но требует подачи на RESET напряжения в 12 вольт. А также для параллельной зашивки требуется уже не 3 линии данных, а восемь + линии управления. Для программирования в этом режиме микроконтроллер вставляется в панельку программатора, а после прошивки переставляется в целевое устройство.
Для радиолюбительской практики он особо не нужен, т.к. ISP программатор решает 99% насущных задач, но тем не менее параллельный программатор может пригодиться.
Например, если в результате ошибочных действий были неправильно выставлены FUSE биты и был отрублен режим ISP. Параллельному программатору на настройку FUSE плевать с высокой колокольни.Плюс некоторые старые модели микроконтроллеров могут прошиваться только высоковольтным программатором.Из параллельных программаторов для AVR на ум приходит только:
- HVProg от ElmChan
- Paraprog
- DerHammer
А также есть универсальные вроде TurboProg 6, BeeProg, ChipProg++, Fiton которые могут прошивать огромное количество разных микроконтроллеров, но и стоят неслабо. Тысяч по 10-15. Нужны в основном только ремонтникам, т.к. когда не знаешь что тебе завтра притащат на ремонт надо быть готовым ко всему.Прошивка через JTAGВообще JTAG это отладочный интерфейс. Он позволяет пошагово выполнять твою программу прям в кристалле. Но с его помощью можно и программу прошить, или FUSE биты вставить. К сожалению JTAG доступен далеко не во всех микроконтроллерах, только в старших моделях в 40ногих микроконтроллерах. Начиная с Atmega16.Компания AVR продает фирменный комплект JTAG ICEII для работы с микроконтроллерами по JTAG, но стоит он (как и любой профессиональный инструмент) недешево. Около 10-15тыр. Также есть первая модель JTAG ICE. Ее можно легко изготовить самому, а еще она встроена в мою демоплату Pinboard.
Прошивка через BootloaderМногие микроконтроллеры AVR имеют режим самопрошивки. Т.е. в микроконтроллер изначально, любым указанным выше способом, зашивается спец программка — bootloader. Дальше для перешивки программатор не нужен. Достаточно выполнить сброс микроконтроллера и подать ему специальный сигнал.После чего он входит в режим программирования и через обычный последовательный интерфейс в него заливается прошивка. Подробней описано в статье посвященной бутлоадеру. Достоинство этого метода еще и в том, что работая через бутлоадер очень сложно закосячить микроконтроллер настолько, что он не будет отвечать вообще. Т.к. настройки FUSE для бутлоадера недоступны.Бутлоадер также прошит по умолчанию в главный контроллер демоплаты Pinboard чтобы облегчить и обезопасить первые шаги на пути освоения микроконтроллеров.
Диагностический подход к планированию, основанный на учете рисков
Выработка системного подхода для комплексного планирования лечения.Фокусирование на 4-х наиболее важных диагностических факторах: пародонтальном, биомеханическом, функциональном, челюстно-лицевом.Выработка и использование параметровособого риска, с целью свести к минимуму неудачи и максимизировать успех стратегии лечения.Использование минимально инвазивногоподхода для минимизации препарирования зубов и возможности будущихосложнений.Использование последовательной стратегииведения случаев с масштабной реставрацией с тем, чтобы финансовый вопрос не стал препятствием для выполнения необходимого комплексного лечения.Стоматология развивается, совершенствуя методики сохранения зубов за счет технологических достижений и профилактических мер. К сожалению, специалисты по-прежнему продолжают основывать лечение на репаративном подходе, в котором лечение просто направлено на последствия болезни, не влияя на причину.В качестве альтернативной модели можно рассматривать то, что психиатр Лэйнг обозначил как «множество процедур, на которые способны врачи». Само понятие болезни занимает центральное место в медицинской модели.По сути заболевание — это нарушение нормальной функции организма, при котором развиваются нежелательные для больного последствия.
Важным аспектом медицинской модели является то, что она рассматривает признаки болезни (объективные показатели, такие как повышенная температура) и симптомы (субъективные ощущения расстройства, выраженные пациентом) как показатель патологии, лежащей в основе физического нарушения в организме.
Анализ проявлений болезни может быть затруднен недостаточным научным пониманием, предвзятостью врача или адаптацией пациента. Согласно медицинской модели, лечение, по возможности, должно быть направлено на основную патологию, с целью устранения аномалии и излечения.Всесторонняя оценка для определения основной причины заболевания обязательно должна включать: историю болезни, обследования, дополнительные методы исследования при необходимости, диагностика, лечение, и прогноз при лечении и без. «Может быть несколько способов лечения, но может быть только один диагноз «.При оценке сломанного зуба, репаративный подход означает восстановление зуб без полного понимания основных причин фрактуры. Была ли причиной перелома старая реставрация, нарушившая структурную целостность зуба, или причиной послужила вредная привычка, положение зуба, либо иные причины или совокупность таковых. Поиск причин должен быть направлен на уменьшение будущих рисков и улучшение прогноза для пораженной области или зуба. Для получения оптимальных результатов этот уровень суждения может быть более важным, чем уровень квалификации оператора.
Фундаментальным обоснованием комплексного подхода к лечению является долгосрочная стратегия, предполагающая повышение уровня благополучия пациентов.Следовательно, стоматологическая помощь должна быть реализована через комплексную систему, которая не только определяет норму и патологию, но и оценивает потенциальные риски для пациента в случае прохождения лечения или отказа от него.Риски для зубочелюстной системы определяются путем сбора и систематизации объективных данных. Сначала формулируется диагноз, после чего может быть рекомендовано соответствующее лечение, которое должно всегда предполагать с
Как попасть в Veeam QA, решив четыре задачи
Продукты Veeam — сложные решения. Представьте тестирование системы, управляющей бэкапами десятков тысяч физических и виртуальных компьютеров крупной компании, или продукта, архивирующего сотни терабайт «облачных» данных.Для этого нужны знания операционных систем, сетей, баз данных, виртуализации, публичных облаков и еще очень многих технологий. Всему этому можно учиться в Veeam. Но «техника» — лишь часть общей картины.Тестировщику необходимы:
- Здравый смысл, живой гибкий ум.
- Критическое и аналитическое мышление, желание докопаться до сути происходящего.
- Четкая логика, умение аргументированно излагать свою точку зрения.
- Вариативное мышление, «нюх» на скрытую комбинаторику.
Тестировщики в Veeam – это ключевые участники процесса создания продукта. На нас большая ответственность: клиентами Veeam являются сотни тысяч компаний по всему миру, включая больницы, банки и правительства. На кону безопасность их данных и надежная работа бизнеса.Собеседования у нас проходят в один-два этапа. Даем несложные логические задачи, задаем открытые вопросы, требующие размышлений. Просим протестировать какой-нибудь предмет, проявив фантазию и умение «набрасывать» варианты.Базово общаемся по Windows, Linux, сетям, файловым системам и так далее.Если человек не решил задачу или не ответил на технический вопрос — это не приговор, так как мы ищем, прежде всего, особым образом устроенную голову, а не набор знаний или действий, доведенных до автоматизма.
Решение принимаем быстро. При необходимости можем попросить кандидата выполнить дополнительное задание дома: изучить пару технических вопросов типа DNS или протестировать «бажную» программку.
«Текучки» в наших командах нет, при этом мы всегда в поиске: количество и сложность продуктов Veeam растут по экспоненте.Ниже мы приводим задания, которые даем своим кандидатам и над которыми предлагаем подумать и вам. Авторов наиболее интересных работ мы вне очереди пригласим на финальное интервью в Veeam QA.Саша смотрит на Ольгу, а Ольга смотрит на Андрея. У Саши есть дети, у Андрея нет. Смотрит ли человек, у которого есть дети, на человека, у которого детей нет?Варианты ответа: «Да», «Нет», «Нельзя определить». Объясните свою точку зрения.По австралийской пустыне строго друг за другом скачут три кенгуру.Первый кенгуру говорит: «За мной скачут два кенгуру».Второй говорит: «За мной скачет один кенгуру, и впереди меня скачет один кенгуру».
- Третий говорит: «За мной скачет один кенгуру, и впереди меня скачет один кенгуру».
- Придумайте как можно больше объяснений этой ситуации.
Оцените количество всех пар обуви в России. Точного количества не знает никто, но постарайтесь дать максимально близкую оценку.Представьте, что вы работаете в компании, выпускающей электрогитары. Вам поручено проработать вопросы безопасности будущего инструмента. Какие тесты из области безопасности вы проведете?Ответы и свое резюме присылайте на адрес qa@veeam.com с темой «Хочу в QA». Будем ждать ваших решений!
Socratic: приложение, которое решает математические задачи при помощи камеры iPhone
С появлением калькуляторов преподаватели в школах схватились за голову: как теперь дети будут учиться считать? Сегодня у учителей новая головная боль: современные мобильные устройства стали настолько умными, что даже не требуют ввода цифр, при этом могут не только дать ответ, но и объяснить процесс решения.Возрадуйтесь все те, кто подзабыл математические формулы или просто их не знал. Теперь, чтобы решить сложное уравнение, не нужен калькулятор, учебник и даже Интернет, а достаточно загрузить бесплатное приложение Socratic в App Store.Программа работает следующим образом: вы просто фотографируете на камеру арифметическую задачку или линейное уравнение, а Socratic без вашего участия умножает, делит, складывает, вычитает и извлекает корни, после чего ответ вместе с решением просто появляется на экране вашего iPhone.«Ученики могут использовать Socratic, чтобы учить математику, а родители — чтобы проверять выполненные ими домашние задания», — говорят разработчики приложения. Оно поддерживает элементарную арифметику, дроби, десятичные числа, линейные уравнения и несколько функций, таких как логарифмы.
Стоит отметить, что Socratic работает не только с печатными символами, но и рукописными знаками, показывая весь алгоритм расчета уравнения, поэтому вполне подходит для сдачи экзаменов.
При желании можно посмотреть полный, пошаговый процесс решения. Это может помочь не только для того, чтобы сжульничать при выполнении домашнего задания, но и для понимания процесса решения, что очень полезно при обучении математике.Приложение превращает учебу в игру и наверняка понравится студентам самых разных возрастов и с разным отношением к предмету.